Найти:

Протрузия межпозвонковых дисков: причины, симптомы и лечение в Санкт-Петербурге

Клиника позвоночника и суставов ТитАн
Лечим протрузию без операции!

Врачи нашей клиники успешно ведут борьбу с протрузиями дисков и любыми другими заболеваниями позвоночника.

Авторская методика пальпаторной диагностики и ряд других исследований помогают подобрать наиболее эффективный способ лечения. Кроме лекарственных препаратов, пациентам назначаются курсы иглоукалывания, акупунктурного массажа, магнитотерапии, гирудотерапии и щадящей мануальной терапии.

Первичный приём невролога по скидке всего 900 рублей.

По статистике более 80% всех случаев протрузий и грыж можно перевести в фазу стабильной ремиссии без операции. Пациенту станет легче, если будет купировать болевой синдром, ликвидировать очаговую неврологическую симптоматику, (боли и нарушение чувствительности), и нормализовать объем движений в позвоночнике. Именно это сделают специалисты нашей Клиники Титан. Что такое протрузия, как она проявляется, и как она может успешно лечиться без операции?

Межпозвонковые диски и как они устроены

Схема межпозвонкового дискаВ позвоночнике человека существует три отдела: шейный отдел, грудной и поясничный. Есть и четвёртый отдел, крестцовый, Но эти позвонки срослись в единую кость и являются основой, на которую опираются все вышележащие отделы.

В шейном отделе семь позвонков, в грудном — 12, и в поясничном 5 позвонков. Между каждыми соседними позвонками (телами позвонков) находится диск из упругой хрящевой ткани, который называется межпозвонковым диском. В центре его находится мягкая эластичная конструкция — пульпозное ядро, которое окружено довольно жесткими волокнами соединительной ткани, которые охватывают периферию диска, как обручи бочку.

Этот наружный слой называется фиброзным кольцом. Многие говорят о том, что остеохондроз — это болезнь. Это неправда. Это процесс нормального старения межпозвонковых дисков, связанный с обезвоживанием и постепенным уменьшением их эластичности. Всё дело в том, что нам не с кем сравнить человека. Только у нашего биологического вида прямохождение на суше является единственным способом передвижения, и нагрузка на позвоночник у человека является наибольшей.

Даже высшие приматы никогда постоянно не передвигаются на задних ногах, а используют этот способ передвижения от случая к случаю. В результате старения происходит снижение эластичности межпозвонковых дисков, но если этот процесс происходит равномерно, на фоне нормальной массы тела и стремления вести здоровый образ жизни, то ничего страшного не произойдёт. А что же возникает в случае экстремального воздействия на межпозвонковый диск? Возникнет протрузия межпозвонковых дисков. Протрузии и грыжи – главный признак такого заболевания, как осложненный остеохондроз и радикулопатия.

Что такое протрузии

Представьте себе, что в зрелом возрасте, когда понемногу количество жидкости в организме начинает уменьшаться (в том числе и в межпозвонковых дисках), с падением их эластичности, на позвоночник однажды воздействует критическая нагрузка. Это может быть поскальзывание зимой и падение, подъём на плечи тяжёлого груза, например мешка картошки, резкое движение, подъём или поворот, особенно когда мышцы не разогреты.

Тогда в классическом случае человека пронизывает резкая боль, и он «застывает» посередине движения. Классический пример дискогенной патологии — это люмбаго, или поясничный прострел. В данном случае на межпозвонковые диски была произведена критическая нагрузка, которая привела к их деформации, или разрушению.

Кости позвоночника

В том случае, если наружные слои фиброзного кольца ещё целые, то межпозвонковый диск целиком выпячивается за пределы своей анатомической конфигурации. Это и есть протрузия межпозвоночного диска. Если же давление будет еще более высоким, то наружные ткани межпозвонкового диска разрываются, и внутреннее содержимое пульпозного ядра устремляется наружу. Этот процесс называется грыжей диска.

Протрузии возникают гораздо чаще грыж, являются их первой ступенью, или первой стадией. Можно считать протрузию незавершенной, или несостоявшейся грыжей, хотя причины их — общие. Если предел прочности наружных волокон диска преодолен, то возникает грыжа, а если нет – то протрузия. Наиболее часто грыжа появляется в поясничном отделе позвоночника, поскольку на него приходится наибольшая нагрузка, и диагностика грыж любым методом (КТ, МРТ) показывают, что именно поясница – наиболее уязвимое место. Но наиболее опасными в плане перспектив и осложнений является такой вид грыжи, как шейного отдела, поскольку спинной мозг в шейном отделе при его повреждении может привести к инвалидности, и параличу не только ног, но и рук.

Симптомы проблем с межпозвонковыми дисками

Рассмотрим классические симптомы протрузий дисков и грыж. Поскольку наиболее часто они возникают в поясничном отделе, то именно это локализация и будет описана. Первым и главным признаком внезапно возникшей протрузии — это резкая, стреляющая боль, напоминающая удар электрического тока. При попытке вдохнуть, кашлянуть, натужиться при походе в туалет по большой нужде, при смехе и плаче, и вообще, при любом сотрясении — возникает нестерпимая и жестокая боль в правом или в левом отделе поясницы, смотря где возникла протрузия.

Такую симптоматику неврологи называют корешковой. Это термин возник, поскольку выпячивание межпозвонкового диска начинает сдавливать нервные корешки, расположенные в проекции соответствующего отдела позвоночника. Поскольку корешки могут нести и чувствительную, и двигательную информацию, то в случае сдавливания чувствительных отделов возникает острая боль, а случаи компрессии двигательного участка — возникает нарушение движения, падает мышечный тонус, и развивается периферический парез, или паралич.

Иногда можно видеть на улице человека, у которого шлепает стопа, и поэтому он должен как можно выше поднимать голеностопный сустав вверх, чтобы опустить стопу на землю. Поднять ее самостоятельно он не может. Это симптоматика также относится к дискогенной радикулопатии, и может считаться далеко зашедшими последствиями нелеченной грыжи в поясничном отделе.

Итак, симптомами грыж и протрузий являются:

• выраженный болевой синдром, связанный с движением;
  • вторичная ноющая и постоянная боль, связанная с уплотнением мышц спины, реагирующих на протрузию. Этот синдром называют миофасциальным болевым тоническим синдромом;
  • в случае наличия очаговой неврологической симптоматики речь идёт о чувствительных расстройствах, например, в случае межпозвонковой грыжи в поясничном отделе позвоночника возникают стреляющие боли, отдающие под коленку и ниже, они локализуются по боковой поверхности бедра, появляется парестезии или чувство «ползания мурашек»;

В случае двигательных расстройств возникает прежде всего слабость в ноге (или в руках, исли протрузия в шейном отделе), а при длительно существующей протрузии или грыжи возникает мышечная гипотрофия, то есть на пораженной конечности мышцы более слабые, и в окружности они уступают здоровой.

Не следует думать, что протрузия и грыжа — это всегда лишь только боль, которая отступает через несколько дней. Существует очень тяжёлые ситуации, связанные с дискогенной радикулопатией. Так, если существует протрузия и большая грыжа в шейном отделе позвоночника с компрессией дурального мешка и сдавливанием спинного мозга, то развивается компрессионная миелопатия, и человек может остаться глубоким инвалидом. Это тетраплегия, то есть паралич рук и ног, и расстройство функции тазовых органов.

Пальпаторная диагностика в области шейного отдела позвоночникаНо даже в том случае, если грыжа или протрузия возникает в поясничном отделе позвоночника, там где спинной мозг уже закончился, и остаются только лишь элементы так называемого конского хвоста (ниже 2 поясничного сегмента), то может быть одноименный синдром. Синдром конского хвоста — это упорная и жестокая боль в ногах, онемение кожи промежности, расстройство эректильной дисфункции у мужчин, а также мочеиспускания и дефекации.

Этот синдром довольно часто возникает при так называемой секвестрированной грыже. В данном случае речь идёт о свободном фрагменте межпозвонкового диска, который не связан с диском и свободно передвигается, создавая угрозу для нервов, корешков, спинного мозга и твердой мозговой оболочки. Как лечить протрузию позвоночных дисков? Есть ли способ справиться с выбуханием и его проявлениями без операции?

Лечение протрузий и грыж позвоночника

Существует классический способ лечения протрузий дисков позвоночника. В самом начале, когда у пациента есть выраженный болевой синдром, обычно он купируется с помощью внутримышечных инъекций нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВС), паравертебральных блокад, и в течение двух-трёх дней ситуация нормализуется. У пациента уменьшается боль, и за это время спадает отёк спинномозговых корешков. После этого возникает стадия затухающего обострения, и можно начинать применять местные препараты, а также различные физиотерапевтические способы лечения.

Обычно на этой стадии применяются разновидности классического лечебно-профилактического массажа, фармакопунктура, различные методики иглорефлексотерапии, мягкие техники мануальной терапии и остеопатии. Показано тракционное вытяжение. Через некоторое время, когда уменьшается напряжение мышц спины, можно подключать сеансы лечебной физкультуры, плавание, и другие методы, связанные с мобилизацией и увеличением подвижности пациента. Обычно в 90% случаев человек забывает о протрузии или грыже, вследствие значительного улучшения самочувствия.

Его состояние значительно улучшается, и напомнить о себе протрузия или грыжа может только через несколько лет. Чаще всего — в том случае, если пациент нарушает лечебно-охранительный режим, набирает массу тела, или поднимает на одно плечо мешок картошки, забыв о врачебных рекомендациях.

Поэтому, если у вас или у вас или ваших близких возникли такие симптомы, как скованность или тяжесть в позвоночнике, острая боль после физической нагрузки или переохлаждение — о обращайтесь в клинику Титан. Специалисты этой клиники обладают большим опытом лечения дискогенных осложнений остеохондроза, и подберут Вам лучшее и индивидуальное лечение, которое приведет к улучшению качества жизни и свободе движения.

Рекомендуем также