Подагра: причины, симптомы и лечение

Подагра, или подагрический артрит - одним из признаков которой является резкая и мучительная боль в ногах (как правило, эпицентром её является большой палец) способная вырвать из объятий крепкого сна. В течение последних 20 лет рацион большинства людей изменился не в лучшую сторону, поэтому заболевание сейчас диагностируется вдвое чаще.

Все из-за слишком большой концентрации мочевой кислоты. Страдают из-за этого и почки, в них образуются камни, развивается почечная недостаточность. Мужчины чаще подвергаются приступам подагры, хотя у женщин риск приобрести заболевание также возрастает в период менопаузы.

Что такое подагра?

Излишек мочевой кислоты провоцирует образование кристаллов в суставах, развивается воспаление, появляется сильная боль.

Мочевая кислота продуцируется из пуринов, присутствующих в мясе, бобовых, фруктозе, дрожжах, морепродуктах, некоторых овощах. Когда здоровье в норме, элемент растворяется в кровотоке, попадает (через почки) в мочу и благополучно покидает организм. Если же кислоты слишком много, выделительная система не успевает от неё избавляться, вещество накапливается, в суставах образуются игольчатые кристаллы, причиняющие боль.

Без перемен в рационе и лечения приступы подагры будут повторяться, причем их интенсивность усилится, а промежуток между болевыми атаками сократится. Одновременно возрастает риск рака (у мужчин - предстательной железы, женщин – груди), сердечных приступов.

Симптомы подагрического артрита

Первым признаком, как уже упоминалось, является боль в большом пальце (кроме ног, могут разболеться и другие суставы). Как правило, боль тревожит ночью. Её интенсивность постепенно снижается в течение суток.

Заподозрить подагру позволяют и такие симптомы:

• Схема подагрысильная боль в лодыжках, коленях, бедрах, пальцах рук, запястьях;
  • неспособность удержать даже небольшой вес;
  • изменение цвета суставов - от темно-красного до фиолетового;
  • припухлость, ощущение жара в проблемных областях;
  • повышение температуры, озноб;
  • скованность суставов;
  • прощупывающиеся шипы, неровности в болезненном суставе.

При прогрессирующем заболевании под кожей появляются бугорки (при прикосновении к ним пронзает острая боль), суставы видоизменяются, кости и хрящи разрушаются.

Факторы риска:

• несбалансированная диета - упор на продукты, перенасыщенные пурином (говядину, алкоголь, бобовые, содержащие фруктозу);
  • ожирение;
  • гипертония - часто подагра сопровождается артериальной гипертензией. Это заболевание также негативно влияет на работу почек, ухудшая их пропускную способность;
  • обезвоживание - чтобы кристаллы имели шанс покинуть организм, нужно достаточное количество жидкости. Норма может варьироваться, но более-менее приемлемый показатель - 8 стаканов, столько воды нужно потреблять ежедневно большинству людей, чтобы выделительная система работала стабильно;
  • высокий уровень триглицеридов - из-за избытка этих органических веществ организм начинает запасать жир. Снижает уровень триглицеридов исключение алкоголя, сладостей, замена вредных жиров полезными;
  • диабет - у людей, живущих с этим диагнозом, обмен веществ и так нарушен, концентрация сахара в крови выше нормы, что осложняет состояние при подагре, а также не дает возможности применять многие из лекарственных средств из-за возможных побочных эффектов;
  • метаболический синдром - когда организму свойственно это состояние, нарушается не только метаболизм, но и углеводный, пуриновый обмен;
  • болезни сердца;
  • заболевания почек - при наличии инфекций мочевых путей, камней в почках необходимо систематически проводить очистительные процедуры (обязательно под присмотром врача), это поможет в борьбе с воспалением, улучшит кровообращение и позволит вывести токсины;
  • лекарственные препараты - диуретики, аспирин, циклоспорин (применяемый при лечении аутоиммунных заболеваний), леводопа (препарат назначают при болезни Паркинсона) могут усиливать проявления подагры;
  • генетика - риск обзавестись проблемами с суставами гораздо выше у тех, чьи родственники страдали от подагры или артрита.

Лечение и профилактика подагры

При осмотре, кроме анализа крови, исследуют синовиальную жидкость, чтобы подтвердить диагноз. Полностью излечить подагру пока невозможно. Терапия направлена лишь на облегчение боли и дискомфорта, ингибирование дальнейшего развития заболевания. Важно отслеживать изменения и в работе других органов (например, почек).

Диагностика стопы

Медикаментозное лечение обычно включает препараты, имеющие ряд серьезных побочных эффектов:

• противовоспалительные препараты (без стероидов) - к примеру, ибупрофен, напроксен;
  • для купирования острых приступов - колхицин (прием алкалоида чреват такими побочными эффектами - рвотой, диареей, тошнотой);
  • кортикостероиды - вещества, блокирующие воспаление (одно из них - преднизон). Среди осложнений: гипертония, колебание уровня сахара, изменения настроения;
  • ингибиторы ксантиноксидазы - борются с мочевой кислотой, но провоцируют сыпь, могут ухудшить показатели крови, снизить функции печени;
  • бенемид - также помогает выводить мочевую кислоту (среди побочных эффектов - боли в желудке);
  • аллопуринол - небезопасен для страдающих почечной недостаточностью, диабетом, гипертонией, заболеваниями печени, тем, кто проходит химиотерапию;
  • аденурик - может вызвать онемение конечностей, слабость, спутанность сознания, головную боль, проблемы с речью, зрением, тошноту, желтуху.

ТОП-5 природных средств для лечения подагры

В отличие от фармацевтических препаратов, эти средства, снимая боль и воспаление, не оказывают на организм негативного воздействия:

1. Вишня.

Прием вишневого сока снижает вероятность повторения приступа подагры на 35%, а в сочетании с терапией аллопуринолом - на 75%, и это всего лишь после двух дней терапии.

Плоды вишни снимают воспаление, несладкий сок приносит облегчение во время приступов боли. Кроме того, вишни полезны желающим сбросить вес, а потеря лишних килограммов снизит нагрузку на суставы.

2. Сельдерей.

Растение богато антиоксидантами, разрушающими кристаллы мочевой кислоты. Для облегчения симптомов и сокращения продолжительности приступа можно применять экстракт семян и сок сельдерея.

3. Кофе.

Хотя механизм воздействия этого напитка на мочевую кислоту до конца не изучен, факт в том, что кофе понижает уровень вещества, провоцирующего развитие подагры.

4. Витамин С.

Можно употреблять продукты, богатые этим полезным веществом (цитрусовые, баклажаны, морковь, репу, томаты, чеснок, щавель, козье молоко), либо использовать готовые добавки.

5. Куркума.

НогаВ этом травянистом растении за противовоспалительный эффект отвечает куркумин. Вещество уменьшает воспаление, боль, для его лучшего поглощения куркумин необходимо сочетать с черным перцем.

Продукты, нежелательные при подагре:

• богатые пурином - говядина, мясо гуся, субпродукты, мидии, сельдь, анчоусы, макрель, спаржа, фасоль, дрожжи, шпинат, горох, чечевица, грибы;
  • насыщенные оксалатами - ревень, свекла, орехи, черный чай, отруби (пшеничные), шоколад, клубника, бобы;
  • аллергены - молочные продукты, глютен, кукуруза;
  • рафинированные - хлеб, мука, сахар, макаронные изделия.

Полезные продукты при подагре:

• с высоким содержанием клетчатки - ячмень, рожь, коричневый рис, авокадо, бананы, картофель;
  • богатые витамином С - брокколи, сладкий перец, клубника, киви, брюссельская капуста;
  • насыщенные магнием - тыквенные семечки, кефир, миндаль, йогурт, авокадо, инжир, кешью, артишоки;
  • омега-3 жиры - тунец и лосось, семена чиа, натто, льняное семя, грецкие орехи.

Подагра может настигнуть внезапно, но облегчить симптомы и попытаться предотвратить заболевание каждому под силу: исключите продукты-триггеры из рациона, не пренебрегайте физической нагрузкой, обогащайте питание необходимыми витаминами и наслаждайтесь активной жизнью без боли. Для лечения позвоночника и суставов обращайтесь в нашу клинику "ТитАн".