Остеохондроз: симптомы и лечение, профилактические меры

Остеохондроз - это заболевание позвоночника, связанное с поражением в первую очередь позвонков и их составных элементов (суставных хрящей, межпозвоночных дисков). Название «остеохондроз» состоит из сочетания двух греческих слов, означающих в дословном переводе «кости» и «хрящи», но в России можно столкнуться с еще одним определением этого недуга - ДДПП, что означает дегенеративно-деструктивные поражения позвоночника. Заболевание это очень распространенное, и страдают им люди в любом возрасте.

Классификация

Остеохондроз, симптомы и лечение которого способен определить и назначить только опытный специалист, условно классифицируется по областям поражения позвоночника, а также по стадии прогрессирования, запущенности.

По зоне поражения выделяют остеохондроз:Зоны поражения остеохондрозом

• Шейного отдела - 7 верхних позвонков
  • Грудного отдела - 12 позвонков, следующих ниже шейного отдела
  • Поясничного отдела - 5 позвонков
  • Крестца - 5 позвонков

В случае поражения сразу двух и более отделов, он считается обширным.

По стадиям прогрессирования:

• Без изменений в межпозвоночных дисках
  • Наличие незначительных внутренних разрывов
  • Серьезные преобразования диска с сохранением целостности внешней оболочки
  • Полное поражение диска

Также существует разделение на определенные стадии по типу клинических проявлений, но эта градация условна, и в разных клиниках может быть различной.

По видам клинических проявлений остеохондроза:

• Незначительный дискомфорт и болезненность в области позвоночника без патологических изменений дисков и межпозвоночных суставов - первый «звоночек»
  • Нарушение функционирования позвоночного столба, возникновение сильных и резких болей, защемление нервных корешков
  • Серьезные поражения позвоночника, образование грыж, нарушения в работе внутренних органов, онемение конечностей
  • Критическое ограничение подвижности, необратимые патологические изменения позвоночника

Необратимые изменения могут возникнуть лишь в случае сильной запущенности заболевания, но при своевременном обращении к специалистам это исключено. Тем более, что остеохондроз практически никогда не возникает внезапно (за исключением недуга травматического происхождения), и существуют определенные факторы, способствующие его развитию.

Причины возникновения остеохондроза

Причин и факторов, способствующих возникновению и прогрессированию этого заболевания, от которого страдает до 70-80% населения практически во всех странах, очень много. Чтобы в них легче было разобраться, ниже приведена таблица, в которой указаны лишь наиболее распространенные причины, объединенные в тематические группы.

Травматического происхождения

В результате профессиональной деятельности

Наследственные или приобретенные в результате неправильного образа жизни

Переломы позвоночника, вывихи суставов

Повышенные физические и вибрационные нагрузки

Отклонения в правильном развитии стопы, походки, осанки (в том числе, по причине ношения неудобной обуви, высокого каблука)

Растяжения мышц, удерживающих позвоночный столб

Ограниченная подвижность (сидячая/стоячая работа)

Избыточный вес

Сильные ушибы позвоночника

Резкое снижение физических нагрузок (для спортсменов)

Гормональные нарушения и неправильный обмен веществ

Переохлаждения, стрессы, снижение иммунитета и приобретенные инфекционные заболевания (туберкулез и т.п.)

Как правило, на человека воздействует целый ряд факторов, в числе которых и вредные привычки (употребление алкоголя, курение), что приводит к стремительному развитию недуга.

Стадии развития

Условно прогрессирование остеохондроза можно поделить на четыре этапа:

• На первом этапе происходят нарушения в самом ядре (или ядрах) межпозвоночного диска/дисков. В нормальном состоянии оно выполняет функции амортизирующей подушки, но в результате уменьшения количества влаги, обеспечивающей эластичность ядра, оно становится более плоским, перестает выполнять свои функции, что приводит к возникновению первых микротрещин суставов
  • На втором этапе происходят нарушения в функционировании мышц и связок - резко повышается риск смещений, увеличивается подвижность позвонков
  • На третьем этапе высока вероятность образования грыж, так как происходят многочисленные разрывы внешней оболочки позвоночных дисков
  • На четвертом этапе остеохондроза подвижность пациента резко ограничивается в результате возникновения остеофитов - костных образований, которые формируются для фиксации излишне подвижных позвонков. Велика вероятность повреждения сосудов и защемления нервов

Стадии поражения остеохондрозом

Очень важно не запускать болезнь, поэтому особое внимание следует уделять симптоматике.

Симптомы

В понимании большинства пациентов именно боль является основным симптомом остеохондроза, но это совсем не так. Да, ощущения дискомфорта и боли в области позвоночника - это повод обращения к врачу, но на первичных этапах формирования болезни боли не столь ярко выражены, да и нередко человек склонен находить им простые объяснения (сквозняк, повышенная нагрузка и т.п.), которые, впрочем, также являются факторами, способствующими развитию остеохондроза. Кроме того, для каждого отдела характерны свои конкретные проявления.

Общие симптомы остеохондроза, на основе которых назначается и лечение пациенту:

• Нарушения в работе органов чувств - обоняния, осязания, слуха, зрения
  • Головные боли, перебои артериального давления
  • Внезапно возникший храп
  • Обмороки, онемение конечностей, потливость
  • Быстрая утомляемость, головокружения
  • Нарушение менструальных циклов у женщин и потенции у мужчин
  • Варикозные расширения вен
  • Нарушения в работе некоторых внутренних органов
  • Болевые ощущения в областях позвоночника, спины, рук, ног

При возникновении похожих симптомов необходимо безотлагательно обращаться к специалистам. Установить или подтвердить диагноз позволяет осмотр профессионала и проведение соответствующих исследований (рентген, МРТ, ультразвук и т.п.).

Лечение

Хирургическое вмешательство - это крайняя мера, а в большинстве случаев эффективным оказывается консервативное лечение, включающее в себя:

• Медикаментозный метод - преимущественно медикаменты применяются для снятия болевого синдрома и воспаления
  • Физиотерапию и мануальную терапию
  • Иглоукалывания, гирудотерапию
  • Остеопатию

Лечение остеохондроза в клинике ТитАн

Кроме того, для каждого пациента разрабатывается в индивидуальном порядке диета, комплекс физических упражнений, направленных на восстановление и укрепление позвоночника. Специалисты нашей клиники с большим успехом проводят консервативное лечение остеохондроза даже в запущенных стадиях, находя индивидуальный подход и разрабатывая наиболее эффективные лечебно-восстановительные программы.

Записаться на приём в нашей клинике вы можете прямо сейчас!